доброе слово и кошке приятно

вот знаете что? чем больше я встречаю т.н. бизнес-тренеров, тем крепче во мне пагубное желание тоже влезть на какой-нибудь броневичок и показать всем кузькину мать. недавно, отсматривая резюме менеджеров по персоналу, я наткнулась на строчку «провожу авторский тренинг «тело — зеркало души». до таких высот мне, понятно, еще далековато, однако с авторским тренингом «доброе слово и кошке приятно» я, в принципе, готова выступить хоть прямо сейчас

потому что — запомните, а лучше запишите — людей надо хвалить
особенно если эти люди — дети или подчиненные

я даже не знаю, если честно, как так получается — люди остро страдают от недостатка признания, ноют «ах, меня никто не ценит», но как только речь заходит о фидбэке кому-то третьему, так способны выдавать одну критику. а потом еще и удивляются — дети у них затюканные, сотрудники впали в апатию, жена бросила. да разве это так трудно — экстраполировать собственный опыт и понять, что если вы человека постоянно ругаете и никогда не хвалите, он начинает думать, что вы его не любите? а когда он думает, что вы его не любите, ничего другого он про вас думать уже в принципе не может?

хуже этого, пожалуй, только вариант, когда человек получает по шее, а параллельно слышит хвалебные песни в адрес кого-то другого. и не обязательно даже при этом сравнивать, достаточно факта. «зашла сегодня к павловым, так у тани в комнате чисто». «ира-то четверть на одни пятерки закончила». «ах как хорошо максимка бабушке помогает».  а далее человек волей-неволей складывает все в общую картинку. «я — не вымыл посуду, порвал куртку, не ем свеклу => плохой; другие — хорошо учатся, выносят мусор, поливают клубнику на даче => хорошие». и не стоит думать, что взрослые в этом плане как-то отличаются от детей. да и не только в этом плане

однако, думается мне, что прийти к осознанию необходимости похвалы — всего лишь первый этап
про него обычно узнают из книжек типа «секреты мотивации персонала» и начинают считать себя крутыми менеджерами, а правда, между прочим, в том, что иногда лучше не сделать ничего, чем сделать что-то неправильно

потому что — запомните или запишите — людей надо уметь хвалить

во-первых, мое глубокое убеждение состоит в том, что каждый раз, когда кто-то говорит «похвала — это один из способов нематериальной мотивации», где-то в мире умирает хомячок. беда в том, что почему-то мало кто отличает мотивацию от манипуляции. похвала — способ сделать человеку приятное. манипуляция — способ заставить человека что-то сделать. чувствуете разницу? нет? «милый, у меня был феерический оргазм» и «милый, ты так хорош в постели, и кстати, я видела сегодня потрясающую шубу» — а так чувствуете? некоторые, конечно, мнят себя тонкими манипуляторами и интриганами, но практика показывает, что недооценивание людей — очень глупая ошибка. многие попались и выглядели идиотами, честно-честно

во-вторых, слово «молодец» — это, извините за рифму, пипец. его даже словарь затрудняется определить по-настоящему, а все потому, что в нем нет смысла, только жиденькая затасканная коннотация. забудьте, пожалуйста, слово «молодец» и начните использовать нормальные слова

в-третьих, (сюрприз!) люди разные. есть такая теория, что форма похвалы должна как минимум различаться для мальчиков и девочек. мол, мальчикам нужно, чтобы оценили продукты их деятельности — «отличная башня из лего», «красивая сортировка пузырьком». девочкам же нужно признание их личных качеств. для сравнения, «вкусный суп» и «прекрасный текст» — это признание исключительных качеств супа и текста. признание исключительных качеств человека — это «ты круто готовишь» и «ты отлично пишешь». с этой теорией, скорее всего, многие поспорят, но именно на ней я и не настаиваю. я настаиваю на том, что надо наблюдать за людьми и делать на основе этих наблюдений выводы. мои личные наблюдения, меж тем, теорию скорее подтверждают

в-четвертых, обязательно нужно хвалить человека в глаза, но похвала за глаза, которая дойдет до него позже и через третьи руки — в два раза дороже. «ты крутой профессионал» и «андрей считает, что ты крутой профессионал», понимаете? не надо скупиться на добрые слова. вам их что, жалко что ли?

и да
на самом деле, это всё — вообще даже не про работу
это про людей

доброе слово и кошке приятно: 2 комментария

добавить комментарий

