о самореализации

есть такое упражнение в психотерапии — «кто я?». задаешь себе этот вопрос, и первым делом обычно вылезают социальные функции, дочь, студентка, гражданка РФ. и нужно спрашивать себя до тех пор, пока социальные функции в списке не кончатся, потому что только тогда ты ответишь на вопрос, кто же ты, что ты за человек

и я все чаще думаю, что это и есть ключ к проблеме так называемой «самореализации», которую обычно интерпретируют через призму профессии. я знаю мало людей, счастливых в работе. может быть, это моя деформация — в конце концов, я каждый день спрашиваю «почему вы хотите сменить работу?», и слушаю про чужое недовольство. но и тех, кто под «движением» однозначно понимает профессиональный прогресс, я со временем встречаю все меньше, и то больше среди студентов. а чем старше человек, тем теснее ему в шкуре работника, тем острее ощущение нехватки воздуха

и в этом контексте мне очень понятна концепция «я играю роль» — программиста, эйчара, кого угодно. потому что рано или поздно приходит ощущение, что ты заигрался. годами каждый день выходишь на сцену с одним и тем же «кушать подано», и через какое-то время даже перестаешь эмоционально откликаться на очередные проблемы вселенского масштаба, ведь знаешь — те же самые «проблемы» были у нас год назад, и два года назад, и три года назад. и никто не умер. и сейчас не умрет. скучно

не знаю, является ли смена места работы лекарством от скуки. ну, наверное, на какое-то время. еще на дольше хватает смены профессии. но все равно есть ощущение, что это самообман. пройдет n лет, и все повторится, так зачем эти попытки?

у нас есть один сотрудник на работе. пару лет назад его имя было нарицательным синонимом слова «трудоголик». все знали — если в полночь в офисе горит свет, то это он работает. а потом он увлекся фридайвингом. и теперь в восемь вечера берет сумку со снаряжением — и в бассейн. и в отпуск ездит не раз в год на неделю с ноутбуком и рабочей почтой, а в дахаб, с маской и ластами, с полным погружением. и в фейсбуке пишет про то, на сколько метров нырнул. и так на это отрадно смотреть — слов нет. чувствуется, что человек живет и дышит — в прямом и переносном смыслах

да, это у меня сейчас такой период — я любуюсь увлеченными людьми

добавить комментарий

