3 копейки выступающим

в последнее время я много выступаю с докладами, семинарами и прочими презентациями. деятельность эта для меня довольно новая и, прямо скажем, выход из зоны комфорта — человек, последовательно получивший сначала диплом иняза, а потом журфака, гораздо больше привык сидеть дома на диване в кружевных трусах и строчить простыни на ноутбучике. а тут выходи, волнуйся, заикайся, да еще и думай постоянно «а не выгляжу ли я слишком толстой в этом платье?»

я много читаю всяких советов выступающим, смотрю видео, изучаю разные крутые презентации, и повторять тут их не буду — кому нужно, тот сам это все нашел. но на данном этапе у меня есть свои три копейки, которые я хотела бы добавить к мировому запасу советов спикерам — наверняка не новые, но лично для меня это были поводы для раздумий и вопросов к себе

первая копейка: существует — basically — два вида пауэрпойнтовых презентаций. один — для собственно выступлений. эти презентации иллюстрируют высказанную вслух мысль и помогают докладчику ориентироваться в речи и не забывать главного. в них очень мало текста — только какие-то ключевые вещи. потому что аудитория не может читать и слушать одновременно, и пока она будет читать много текста на слайде, пропустит все, что было сказано. второй тип — для рассылок, раздаток и публикаций. эти презентации самодостаточны и не требуют звукового сопровождения. это вообще своего рода документы, только вот в таком вот слайдовом формате

для сравнения могу показать одну и ту же презентацию в двух разных видах. первая — с ней я выступала на одной конференции. вторая — она что-то вроде краткого конспекта моей речи

важные различия: в первой всего 10 слайдов, во второй — 50; в первой почти нет текста, только заголовки и подписи, во второй — текст, который должен читаться от начала до конца; в первой стандартные шрифты — потому что если я буду показывать ее не со своего ноутбука, нестандартные шрифты не отобразятся, во второй — дала себе волю, потому что имею возможность сохранить файл в pdf и опубликовать, зная, что картинку увидят как положено

вторая копейка: нужно всегда отдельно придумывать переходы от одного слайда к другому. для меня это был непривычный концепт — как я говорила выше, я привыкла писать. а с писаниной просто — либо мысль плавно течет от одной фразы к другой, либо тупо нажимаешь enter и пишешь с красной строки

с говорильней все не так. я поймала себя на том, что делаю для себя план «на этом слайде я скажу это, а на том — то». а когда выхожу выступать, то все вроде бы нормально, но от слайда к слайду я перехожу при помощи «так вооооот». и это весьма некруто звучит

да, а вместе с переходами неплохо было бы еще и запоминать, на каком моменте ты собирался переключить слайд, иначе рискуешь зависнуть, и теряется динамика. но это для меня некст левел

третья копейка: нужно очень осторожно выдавать эпатаж. все эти шутки на грани фола, мат в презентации, прыгание козлом по сцене, эклектичная одежда. я видела несколько спикеров, которые на этом выезжают. они довольно популярны, их везде зовут, везде ставят как «гвоздь программы», с их выступлений массовые репортажи в твиттере. но когда читаешь эти самые репортажи или отчеты с конференций, там всегда только ОМГ и БУГАГА. «ааа, он сел на стол!», «ааа, он матерится!», «ааа, кросафчег!». и никогда, никогда никто не пишет про доклад — при том, что там вполне себе встречаются полезные вещи и нетривиальные идеи

понятно, что это скорее вопрос самовосприятия и самопозиционирования. и, возможно, эпатажные спикеры действительно хотят именно такой славы — я не знаю. но если ты тешишь себя надеждой, что тебя могут полюбить и оценить не за то, что ты в перьях и с голой грудью, а за то, что ты говоришь умное и интересное, то перья лучше оставить дома, а грудь прикрыть рубашечкой. ну да, потому что аудитория не может одновременно слушать и зырить на грудь, так уж она устроена

ок, вот такие вот три копейки. если открою еще какую-нибудь америку — допишу!

https://i0.wp.com/i.imgur.com/fwrWW.gif

3 копейки выступающим: 13 комментариев

  1. но сказать я хотела не об этом, а о том, что я глядела с большим интересом и что ты крутан
    вот баланс тот самый между entertainment i information — пойман
    (и отличный подбор картинок)) фоторедакторские навыки как есть!)

    • спасибо)
      я недавно поняла, что, когда делаю презентации, на поиск картиночек трачу в три раза больше времени, чем на все остальное, но получаю от этого какое-то странное удовольствие))

      • мне вообще интересен механизм этот, как ты понимаешь, что вот сюда надо бы такую картинку
        потому что у меня так по принципу композиторства не работают мозги напрочь) вот собрать что-то из уже имеющегося, то да
        а придумать, что должно тут быть — и не что ты можешь снять, а что надо найти неведомо где! — вообще нереально)

        • вооот, это-то мне и нравится!
          эти ассоциативные цепочки, когда одна картинка ведет к другой, и ты только в процессе поисков только понимаешь, что именно на картинке должно быть изображено. некоторыми находками я иногда вот прямо горжусь))

            • в этой мне особенно нравятся, например, стормтруперы — я помню, что ты не любишь ЗВ, да))
              но мне кажется, это отдельная история сама по себе — как будто Дарт Вейдер позволяет стормтруперам 20% рабочего времени работать над собственным проектом (geek mode on)

              еще я умиляюсь на персонажа forever alone — по-моему, он весьма драматично там смотрится!
              ну и дяденьки а-ля 60-е с котом (кот везде к месту, ок)

              • я всю фишку с дартом не поняла до твоего комментария( потому что хоть и смотрела, но настолько, видимо, мимо, что даже вот и слово это пришлось сейчас гуглить. не ца вы, девушка, как бы говорит мне эта картинка, отойдите и не загораживайте людям дорогу!

                («девушка», гм, и тут мы возвращаемся к комменту номер одиииин)

                а форевер элоун вот абсолютно ДА!))) мысленно аплодировала)

добавить комментарий

