карго-культ в подборе персонала

маленький поклонник карго-культа

однажды в жизни почти каждого рекрутера, особенно если он работает в агентстве или на фрилансе, случается заказчик, который хочет фиолетовую белку. фиолетовая белка (не путать с фиолетовой коровой) — это, например, кандидат, который подходит под такие требования:

  • мужчина
  • 28-32 лет
  • кандидат физико-математических наук (диссертация в области квантовой механики)
  • владеет венгерским языком
  • хорошо понимает рынок вторичной недвижимости

     на позицию маркетолога

рекрутер, оправившись от первого шока, выясняет причину таких требований:

мужчина — потому что у нас такой рынок, где часто требуется спорить и отстаивать свою позицию, а женщины не привыкли и боятся это делать;
не младше 28 — потому что наши клиенты взрослые люди, вчерашний студент не поймет их чаяний;
не старше 32 — потому что придется изучать много нового, для этого нужно гибкое, готовое к обучению сознание;
кандидат наук — потому что если у человека хватило терпения на защиту диссертации, он очень усидчивый;
квантовая механика — потому что это сложная область, чтобы защитить по ней диссертацию, нужно быть очень умным;
венгерский язык — потому что для того, чтобы заинтересоваться редким и сложным языком, нужен широкий кругозор;
рынок вторичной недвижимости — ну потому что это и есть наш рынок!

итого, на самом деле заказчику нужен умный, усидчивый, настойчивый, эмоционально зрелый, готовый обучаться кандидат, обладающий широким кругозором и знакомый с рынком вторичной недвижимости. найти такого человека, конечно же, гораздо проще, но вот убедить заказчика переформулировать требования — очень сложно. он уже настолько мысленно привязался к сферическому венгроговорящему физику, что перестал за деревьями видеть лес

такое упорство в деталях сильно напоминает карго-культ — веру меланезийских аборигенов в то, что если они построят из кокосовых пальм аэродром, на их головы немедленно упадут ящики с американскими продуктами

почему карго-культ возникает в подборе персонала?

потому что нет простых и надежных способов оценить на часовом собеседовании, насколько кандидат зрел, усидчив и настойчив. личные качества человека не вскрываются сразу, к ним нужно подбирать ключи, которые, к тому же, индивидуальны для каждого кандидата. учиться подбирать ключи — долго и сложно, времени на это нет. поэтому нанимающий менеджер ищет лайфхаки, из которых самый очевидный — это движение от частного к общему. менеджер цепляется за знакомые, понятные вещи, выстраивая на их фундаменте глобальную теорию, и забывая, что иногда банан — это просто банан

чаще всего карго-культ выражается в следующих критериях:

  • возраст — связываются физический и психологический возраст; нам нужен зрелый, значит не моложе 25; нам нужен гибкий, значит не старше 35;
  • пол — набившие оскомину гендерные стереотипы; мужчины агрессивнее и настойчивее; женщины усидчивее и менее амбициозны;
  • годы опыта — прошедшее физически время приравнивается к реальному опыту, возникают требования типа «не менее 5 лет», в то время как большой разницы между 4 и 5 годами опыта нет, особенно если человек провел их в одной компании на одной должности;
  • образование — от самого факта наличия высшего образования (не бросил универ, значит целеустремленный) до определенного вуза (только итмо, там учатся чемпионы по программированию);
  • сертификаты — их наличие чаще всего связывается с мотивацией кандидата и его желанием профессионально расти, мол, если заморочился и получил сертификат, значит действительно хочет работать;
  • бывшие работодатели — когда мнение о какой-то компании переносится на всех сотрудников (в «рогах и копытах» одни бездельники, кандидатов оттуда не смотрим)

для программистов бывает еще такой критерий как opensource contribution. вот хороший пример, как из факта отсутствия контрибьюшена делаются выводы, что 1) программист пишет плохой код; 2) программист не мотивирован; 3) программист не творческая личность. при том что, во-первых, человек может отвечать всем трем критериям и все равно контрибьютить (специально ради вывески), и, наоборот, писать хороший код, быть креативным и мотивированным, но не контрибьютить по совершенно другим причинам

отдельный подвид карго-культа, скорее из области эзотерики, — это принадлежность кандидатов определенным знакам зодиака или психотипам, существование которых не подтверждено наукой

как не дать карго-культу победить?

если вы кандидат — никак. стереотипы нанимающего менеджера вы не разобьете. можно только утешиться тем, что не придется работать с человеком, который считает, что ваши возраст и пол важнее ваших реальных качеств

если вы нанимающий менеджер — сделать шаг назад и задать себе вопрос, откуда взялись те или иные требования, и не нарушены ли причинно-следственные связи

если вы рекрутер — задавать своему заказчику много вопросов, помогать ему установить причинно-следственные связи, предлагать новые формулировки, показывать цифры воронки и убеждать, что фиолетовые белки в природе встречаются крайне редко

Реклама

добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s