научить эйчара

прошлый (прошлогодний!) пост внезапно зажил своей жизнью. во-первых, его опубликовали в газете.ру — и это очень важно не потому, что наступили мои пятнадцать минут славы, а потому, что тема вышла за пределы нашего уютного профессионального гетто кружка. мы можем сколько угодно говорить про новые подходы и стратегию, но грош этому цена, если для широкой публики мы по-прежнему дуры-из-отдела-кадров. мы станем супергероями, только когда все (ок, хотя бы половина всех) поверит, что мы можем быть супергероями. а для этого надо не тереть про свое рекрутерское в уголке, а разговаривать с миром. so — here we are

во-вторых, по горячим следам мы сделали воркшоп (пишу англицизмы специально, чтобы меня поучили русскому языку в коментах) на IT Global Meetup, где вместе придумали, как поправить ситуацию с хреновыми эйчарами. никакой серебряной пули, естественно, нет и не было, ответ стар, как ленин мир — учиться, учиться и учиться. вопрос был только в том, чему конкретно учиться и каким образом

но давайте по порядку

сейчас очень модно говорить про то, что эйчар должен понимать бизнес, но пока не модно эту сентенцию декомпозировать. попробуем прямо сейчас. что такое бизнес? это любой вид деятельности, приносящий доход. а значит, что должен понимать эйчар? он должен понимать, как компания зарабатывает, откуда берутся деньги, как они тратятся и теряются, и — вот тут начинается бизнес-партнерство — что можно сделать, чтобы зарабатывать побольше и терять поменьше

идем дальше. эйчар отвечает за людей в компании. эта область может быть менее критична — если у нас какое-нибудь конвейерное производство и человеческий фактор мало влияет на выработку, или более критична — если результат в основном зависит от человека. именно поэтому передовики эйчара, которые пишут книжки и гремят на весь мир — сервисные и ИТ компании. их бизнес зависит от людей на 100%, так что чувакам приходится крутиться

llebzveksle
понимать бизнес компании — очень важно

соединяем ингредиенты. делать эйчар для бизнеса — это работать с людьми так, чтобы компания больше зарабатывала и меньше теряла денег. и что же в этой области может сделать эйчар?

  • во-первых, искать и принимать на работу таких сотрудников, которые позволят больше заработать и меньше потерять
  • во-вторых, обустраивать пространство для развития и обучения сотрудников, чтобы благодаря их квалификации еще больше зарабатывать и еще меньше терять
  • в-третьих, создавать в компании такие условия, чтобы те сотрудники, которые помогают больше зарабатывать и меньше терять, продолжали в ней работать

иначе говоря, Talent Acquisition, Talent Management & Retention (вот наконец и знакомые термины появились). отдельно подчеркну, что всю эту работу можно делать и механически, не понимая ее бизнес-смысла. можно просто нанимать людей — потому что надо выполнить план по рекрутингу. или просто заказывать тренинги — потому что надо освоить бюджет. или просто покупать печеньки — потому что у всех компаний печеньки. но до тех пор, пока вы не понимаете, важна ли роль печенек в удержании ключевых сотрудников (спойлер: не важна), вы не работаете на бизнес, вы просто тратите деньги на печеньки

elthng3orik
типичный рабочий день

 

так — просто тратя деньги — работает сейчас большинство эйчаров. почему? потому что см. прошлогодний пост: 1) их никто не научил; 2) бизнес от них этого не требует; 3) не все вообще в курсе, что так можно. я попыталась было найти в этих трех соснах корень зла, но ничего не вышло — чуваки, это замкнутый круг. но есть и хорошая новость — это значит, что разорвать круг можно в любом месте, и один элемент потащит за собой все остальные. условно, если бизнес массово захочет партнеров, эйчарам придется наверстывать. а если эйчары массово повысят квалификацию, бизнес не сможет удержать их в прежних рамках «принеси-подай», и тогда придется наверстывать ему. сложнее всего, конечно, представить, как самостоятельно эволюционируют профессиональные стандарты, но если это вдруг произойдет, то и бизнес, и эйчары тоже эволюционируют

и в этом месте я, пожалуй, уже уйду от попыток поговорить с трехглавым змеем горынычем, и сосредоточусь на той голове, до которой мне ближе тянуться. итак, вы — эйчар, и вы хотите быть хорошим, что делать?

giphy (11).gif

 

каждый сотрудник вашей компании — одновременно центр затрат и центр прибыли. ваша задача — сделать так, чтобы прибыли было больше, а затрат меньше. вы должны потратить на найм, обучение, корпоративы, печеньки, зарплаты, новые стулья, фитнес, дмс и пр. меньше, чем сотрудники для компании заработают.  это не означает, что каждый сотрудник в каждый момент времени должен зарабатывать больше, чем тратить — иногда бывает так, что человек на какое-то время должен уйти в минус, например, при интенсивном повышении квалификации. в этом случае вы инвестируете в него, чтобы в будущем он вернул вам потраченное и сверх потраченного. но важно следить, чтобы момент возврата инвестиций все-таки наступил, и инвестиции не обратились в затраты

я сейчас сознательно оставляю за скобками личное самочувствие сотрудника. не потому, что это жестокий мир бизнеса, а потому, что при правильной постановке процессов хороший сотрудник автоматически получит все желанные блага, и не нужно будет вообще отдельно задумываться, какую бы подложить ему плюшечку

подведем промежуточный итог:

  • эйчар, работающий для бизнеса, понимает, как зарабатывает его бизнес
  • эйчар привлекает, нанимает, обучает, развивает и удерживает так и тех сотрудников, которые помогают бизнесу зарабатывать
  • чтобы понять, как заработать или не потерять деньги в каждой конкретной ситуации работы с сотрудниками, эйчару придется учиться

giphy (13).gif

 

чему учиться? коллективным разумом на ITGM мы набрали три списка — для трех областей работы HR. если что — с удовольствием дополним и расширим

talent acquisition

как увеличить прибыль и уменьшить затраты: повышать точность отбора, обучать интервьюеров, проверять интервьюеров на профпригодность, оптимизировать и автоматизировать процесс подбора, тратить меньше времени участников процесса, уменьшать энтропию с заказчиками процесса, оптимизировать сбор фидбэка, развивать HR-бренд, внешние коммуникации и реферальные программы

в каких областях нужно получать знания: экономика, бизнес-процессы, people менеджмент, управление предприятием, статистика, психология влияния, маркетинг, коммуникации (письменные и устные)

talent management

как увеличить прибыль и уменьшить затраты: целеполагание при адаптации, обучение сотрудников, грейдирование, профессиональный коучинг и консультирование – поиск внутренней мотивации людей, система циркуляции обратной связи и 1-on-1 встречи менеджера и подчиненного, библиотеки, конференции, горизонтальные ротации, подготовка к интервью с заказчиком, обучение менеджеров как работать с сотрудниками, автоматизация процессов – внутренние системы и внутренние коммуникации

в каких областях нужно получать знания: психология, маркетинг, педагогика, статистика, регламенты, презентационные навыки, управление предприятием, people management, бизнес-процессы, коммуникации (письменные и устные)

retention

как увеличить прибыль и уменьшить затраты: HR-бренд, внутренние коммуникации, развитие корпоративной культуры, бенефиты, хороший офис и мебель, геймификация, recognition, опросы удовлетворенности, внутренние ивенты (образовательные и праздники), обучение менеджеров, 1-on-1, индексация зарплат, премирование

в каких областях нужно получать знания: маркетинг, геймификация и гейм-дизайн, дизайн, статистика, организация мероприятий, коммуникации (письменные и устные), антропология

ну и finally — как учиться

лично я считаю, что книга — друг человека, кто-то любит тренинги, кто-то смотрит обучающие видео, да на самом деле, даже из пабликов в соцсетях можно вынеси много полезного. методом краудсорсинга мы начали собирать список обучающих материалов, его можно дополнить и расширить

а также — чуть не забыла — видео о том, как подходить к самообразованию

 

 

 

Реклама

научить эйчара: 4 комментария

  1. Маша, спасибо, отличная статься 🙂 Положу себе в закладки и буду читать, когда нужно вдохновление. И список для самообучения очень полезный.
    Спасибо!

добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s