внутренние коммуникации для чайников

уже почти полтора года я занимаюсь внутренними коммуникациями. некоторые скажут — ушла из HR, но в моей картине мира это скорее узкая специализация, а не смена профессии. пришлось многому учиться и набивать шишки — несмотря на диплом журфака, в сми я никогда не работала, только писала для них как фрилансер, поэтому и отстройку редакционных процессов, и аналитику, и исследование аудитории приходится делать в режиме эспериментатора, по следам статей, блогов, видео выступлений гуру медиа. это адово сложно, но адово интересно

внутренние коммуникации — сфера еще менее понятная публике, чем HR. поэтому я решила написать немного о реальности и заблуждениях — а заодно проверить, интересна ли эта тема широкой общественности или мне и дальше чахнуть над ней в одиночку в уголочке

tumblr_inline_nntvccUdPF1t3o70y_500когда говорят «внутренние коммуникации», имеют в виду массовые коммуникации, а не межличностные. поэтому кейс «помочь руководителям двух отделов помириться» — это не сфера ответственности внутренних коммуникаций, а скорее сфера ответственности эйчара. а вот «сообщить всем о появлении нового бенефита в соцпакете» — вполне себе задача для внутренних коммуникаций

во внутренних коммуникациях тоже есть свои разделы и специализации. это, например, корпоративная журналистика, развитие внутренних систем и приложений, коммьюнити-менеджмент (оффлайн и онлайн), часто еще включают организацию мероприятий. чем компания больше, тем выше вероятность, что на этом всем будут специализироваться разные люди, а иногда и отделы (у нас это именно так)

внутренние коммуникации — работа на стыке HR и медиа. от медиа в них инструментарий и массовость, от HR — тематика историй и месседж

как и обычные медиа, корпоративные медиа могут быть разных видов и форматов. бумажные газеты и журналы, онлайн-медиа, корпоративные социальные сети, радио, телевидение, мобильные приложения, постеры на стенах и так далее

внутренние коммуникации — не новомодное изобретение, по крайней мере для постсоветского пространства. крупные предприятия еще в ссср издавали газеты с названиями типа «нижнетагильский сталевар», эти издания информировали и развлекали сотрудников. многие предприятия имеют собственные сми еще с тех пор, где-то газеты стали городскими газетами, если предприятия были градообразующими

некоторые считают, что внутренние сми — это всегда пропаганда. это не так, точнее, не обязательно так. есть компании с собственниками и гендирами, которые настаивают, что сми должно продвигать только их точку зрения (и иметь их портрет во всю первую полосу в каждом номере), но есть и компании, где руководство через сми ведет общественный диалог с сотрудниками. там озвучивают проблемы, задают острые вопросы и предлагают изменения. как и в случае с государствами, сми в компании отражают устои

у внутренних коммуникаций три потока — сверху вниз, снизу вверх и горизональные. они не обязательно присутствуют в компании все вместе. например, у нас большая часть внутренних коммуникаций горизональная, то есть, люди и подразделения сообщают друг другу друг о друге

некоторые пытаются слить внутренние коммуникации с внешними. это, как правило, не работает, потому что аудитории снаружи и внутри разные, и проблемы у них тоже разные. в итоге получается «сми для никого»

практические навыки внутреннего коммуникатора — это навыки журналиста, редактора, маркетолога. если речь идет о развитии портала или внутренних систем — то продакт- и проджект-менеджера. из эйчар-навыков требуется понимание бизнеса и места сотрудников в нем, а также понимание мотивации людей и способов удовлетворения потребностей

несмотря на слово «коммуникации», общаться с людьми на этой работе приходится меньше, чем в HR и рекрутменте. поэтому я и решила этим заняться

даже на «корпоративные» темы можно писать с ноткой куража. постить коубы и гифки, делать интерактивные тесты «до скольки вам сегодня задержаться на работе» и иллюстрировать всё енотами

Реклама

внутренние коммуникации для чайников: Один комментарий

  1. Это очень интересная тема. Я сталкивалась с ней с одной стороны, когда мне досталось делать что-то вроде электронной стенгазеты на всю компанию, а теперь вижу с обратной, как коллеги по Яндексу это делают массово, профессионально и увлекательно.

добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s